Тормоз крановый ТКГ-160 является одной из самых компактных моделей в серии колодочных тормозов ТКГ. Он предназначен для остановки и удержания в неподвижном состоянии валов механизмов (преимущественно грузоподъемных машин, таких как мостовые, козловые краны, а также тяговые лебедки и другое подъемно-транспортное оборудование) при неработающем двигателе.
Основные характеристики и принцип работы:
Тип: Колодочный тормоз с электрогидравлическим приводом.
Привод: Работает совместно с электрогидравлическим толкателем типа ТЭ-30. Ранее могли комплектоваться толкателями ТЭ-25 или ТЭ-16, но ТЭ-30 является современной и взаимозаменяемой заменой.
Диаметр тормозного шкива: Рассчитан для работы со шкивом диаметром 160 мм. Число "160" в маркировке ТКГ-160 указывает именно на этот параметр.
Тормозной момент: Не менее 100 Н·м.
Принцип действия:
В обесточенном состоянии, благодаря усилию замыкающей пружины, тормозные колодки прижимаются к тормозному шкиву, фиксируя вал механизма.
При подаче напряжения на электрогидравлический толкатель (ТЭ-30), его шток выдвигается (поднимается), преодолевая усилие пружины. Это приводит к разведению тормозных колодок и растормаживанию шкива, позволяя механизму свободно вращаться.
При отключении напряжения, шток толкателя опускается, и пружина вновь сводит колодки, обеспечивая торможение. Этот принцип "нормально замкнутого" тормоза гарантирует безопасность: в случае сбоя электропитания механизм автоматически затормаживается.
Время наложения колодок: Приблизительно 0,2 с.
Номинальное напряжение: 220 В / 380 В (переменный ток, 50 Гц).
Потребляемая мощность: Около 160 Вт.
Среднее усилие на штоке толкателя: Не менее 250-300 Н.
Ход штока толкателя: 32 мм.
Масса тормоза (с приводом): Около 21,5 - 25 кг.
Габаритные размеры (ДхШхВ): Приблизительно 536 мм (Д) x 213 мм (Ш) x 415 мм (В) (могут незначительно отличаться у разных производителей).
Устройство:
Тормоз ТКГ-160 состоит из следующих основных элементов:
Рама (каркас): Основание, на котором крепятся все остальные узлы.
Рычажная система: Состоит из рычагов, которые передают усилие от пружины и толкателя к тормозным колодкам.
Тормозные колодки: Рабочие элементы, которые прижимаются к тормозному шкиву. Они оснащены фрикционными накладками из специальной износостойкой ленты (чаще всего асбестовой или безасбестовой), которые требуют периодической замены.
Замыкающая пружина: Обеспечивает прижатие колодок к шкиву в нерабочем (заторможенном) состоянии. Это витая цилиндрическая пружина сжатия.
Электрогидравлический толкатель (ТЭ-30): Исполнительный механизм, который при подаче напряжения поднимает шток, разжимая колодки. Внутри толкателя находится электродвигатель и гидравлическая система с трансформаторным маслом.
Регулировочные элементы: Винты и эксцентрики, предназначенные для точной настройки зазора между колодками и шкивом, а также регулировки тормозного момента.
Шток: Соединяет толкатель с рычажной системой.
Условия эксплуатации:
Климатическое исполнение: У2 по ГОСТ 15150-69 (для умеренного климата, категории размещения 2 - под навесом или в крытых помещениях, где колебания температуры и влажности несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе и имеется относительно свободный доступ наружного воздуха).
Температурный диапазон: От -40°C до +40°C (в некоторых источниках указывается до +50°C).
Относительная влажность воздуха: До 80% при +20°C.
Рабочая среда: Пожаробезопасная и невзрывоопасная, без агрессивных паров и газов, разрушающих изоляционные материалы, металл и резину. Должна быть сухой.
При эксплуатации на открытом воздухе рекомендуется защищать тормоз кожухом от атмосферных осадков и солнечной радиации.
Режим работы: Рассчитан на повторно-кратковременный режим работы.
Преимущества ТКГ-160:
Компактные размеры и относительно небольшой вес, что удобно для установки на механизмах с ограниченным пространством.
Надежность и простота конструкции.
Быстрое срабатывание.
Автоматическое торможение при отключении питания, что повышает безопасность эксплуатации.
Доступность запчастей (колодки, толкатели).
Тормоз ТКГ-160 является базовой и востребованной моделью в серии крановых тормозов, обеспечивая безопасность и контроль движения на различных грузоподъемных и транспортных механизмах.